STOP-газета,
18 сентября 2000 г.
Лимит ответственности страховщика 16458 просмотров
Настоящей статьей мы начинаем анализ правил страхования автомобилей. Поскольку этот вид имущественного страхования является добровольным, то следует сразу отметить, что единых правил страхования в форме всеобщего нормативного документа не существует. Каждая страховая компания разрабатывает такие правила самостоятельно, причем, согласно ч. 3 ст. 943 ГК, «при заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил».
По этой причине в этой и последующей статьях будут рассмотрены пункты, встречающиеся в правилах страхования, которые противоречат интересам страхователей и исключения которых полезно потребовать при заключении договора. Начнем с пункта, говорящего о лимите ответственности страховщика, и рассмотрим варианты смысла, закладываемого в него двумя различными страховыми компаниями. В правилах страхования автомобиля одной страховой компании этот пункт сформулирован следующим образом: «Лимит ответственности страховщика при хищении или полной конструктивной гибели застрахованного автомобиля устанавливается в определенной части от страховой суммы по страхованию «Угон+Ущерб». Лимит ответственности — предельная сумма страхового возмещения, единовременно выплачиваемая страховщиком. Если в страховом полисе установлен лимит ответственности, выплата страхового возмещения при хищении и полной конструктивной гибели производится, независимо от размера страховой суммы, только в пределах установленного лимита ответственности». Чтобы понять смысл сказанного, рассмотрим природу понятия «лимит ответственности страховщика». Из приведенного пункта правил страхования очевидно, что это какая-то часть страховой суммы, подлежащая выплате в качестве страхового возмещения при наступлении страхового случая. Однако страховая сумма может состоять не только из стоимости собственно автомобиля, застрахованного от риска «Угон+Ущерб». Обычно одновременно с автомобилем страхуется и установленное на него дополнительное оборудование. При этом отдельные виды такого оборудования могут быть представлены скорее некоторыми услугами, чем предметами, например тонированием стекол и покрытием антикоррозийной мастикой днища кузова автомобиля. Однако владелец за все это внес дополнительную плату, на размер которой возросла величина его имущественных интересов, защищать которые берется страховая компания. Таким образом, в итоговую страховую сумму должны войти стоимость собственно автомобиля, а также стоимость любого дополнительного оборудования, включая стоимость перечисленных услуг. При этом совершенно очевидно, что дополнительное оборудование может быть испорчено или похищено как отдельно от автомобиля, так и совместно с ним. По этой причине не подлежит сомнению, что размер лимита ответственности страховщика должен быть обязательно равен величине страховой суммы. Этот вывод подтверждают правила страхования автомобилей другой страховой компании, утверждающие, что «страховая сумма, указанная в договоре (полисе), одновременно является лимитом ответственности по одному страховому случаю», т.е. в данном случае лимит ответственности страховщика равен страховой сумме при наступлении любого страхового события. Рассмотрим на конкретном примере, как реализует свою позицию страховая компания, определившая для себя лимит ответственности лишь в части от страховой суммы. Этой страховой компанией с неким гражданином был заключен договор страхования автомобиля и дополнительного оборудования от риска «Угон+Ущерб» по полной программе. При этом общая страховая сумма равнялась 80 тыс. рублей, которая сложилась из стоимости самого автомобиля и его дополнительного оборудования, куда вошли противоугонная сигнализация, подкрылки и антикоррозийная обработка, являющиеся, по сути, неотъемлемыми частями автомобиля. Страховая премия была рассчитана и получена, исходя именно из общей страховой суммы, т.е. 80 тыс. рублей. Однако в страховой полис страховая сумма была занесена двумя строками, при этом одна строка представляла стоимость автомобиля, а другая — стоимость дополнительного оборудования. Между тем лимит ответственности страховщика был определен лишь в пределах стоимости самого автомобиля. Таким образом, исходя из правил этой компании, даже в случае хищения и полной конструктивной гибели автомобиля страхователь не получил бы возмещения за дополнительное оборудование. Хорошо, что страхователь не поленился внимательно ознакомиться с правилами страхования и смог понять их смысл. После этого он обратился в страховую компанию, и в полис были внесены изменения, увеличивающие лимит ответственности страховщика до полного размера страховой суммы. Но внесены ли соответствующие изменения в правила страхования этой страховой компании и не уготовлена ли подобная участь другим, более доверчивым страхователям? А ведь страхователь далеко не всегда обладает необходимыми знаниями в области страхования и в процессе оформления страхового полиса ориентируется исключительно на информацию представителя страховщика. Он строит свои взаимоотношения с ним, исходя из предположения, что страховая компания — это не просто коммерческий институт, а предприятие, обязующееся защищать его интересы и, следовательно, претендующее на его доверие. В такой обстановке страхователь вправе рассчитывать на получение информации, не только в полной мере соответствующей правилам страхования, но и учитывающей, не во вред ему, его возможную правовую неграмотность. На фоне изложенного невольно возникают сомнения, насколько целесообразно само понятие лимита ответственности применительно к правилам страхования автомобиля и может ли этот лимит быть ниже страховой суммы в случае хищения или полной конструктивной гибели застрахованного автомобиля. Для решения этого вопроса давайте обратимся к ч. 1 ст. 947 ГК, согласно которой страховая сумма — это «сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования». Иными словами, именно страховая сумма, и никакая другая, определяет размер ответственности страховщика при ущербе, равном ее величине. Если же ущерб меньше страховой суммы, то в имущественном страховании величина возмещения определяется исключительно величиной ущерба. При этом размер страховой суммы определяется соглашением сторон. Иной порядок противоречит законодательству.
И. ЦИМБАЛИСТОВ, доцент ВИПК МВД РФ
Вся пресса за 18 сентября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Автострахование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
РИА Новости, 27 декабря 2024 г.
Родственники 17 умерших в аварии Ми-8 в августе на Камчатке получили выплаты СК «Согласие»
|
|
cbr.ru, 27 декабря 2024 г.
Калужане вкладывали деньги в инвестиционное страхование жизни
|
|
РБК.Татарстан, 27 декабря 2024 г.
Убытки из-за погоды: аграрии Татарстана получили 117 млн рублей по страховке
|
|
Финмаркет, 27 декабря 2024 г.
Числа жалоб потребителей на страховщиков в РФ в январе-октябре сократилось на 28%
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Какие авто покупают теперь россияне и на какие оформляют страховки: исследование «Авто.ру» и Банки.ру
|
|
Российская газета онлайн, 27 декабря 2024 г.
Катастрофа в Керченском проливе станет прецедентом в морском праве
|
|
NEWS.ru, 27 декабря 2024 г.
Названы самые необычные случаи страховки в России
|
|
Вечерний Барнаул, 27 декабря 2024 г.
71% российских автомобилистов поддерживает информирование об отсутствии полиса ОСАГО с помощью портала «Госуслуги»
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Группа ПСБ запустила продажи ОСАГО в новых регионах России
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Экономические риски остаются на первом месте из-за экстремальных погодных условий в страхах АТР
|
|
Клерк.Ру, 27 декабря 2024 г.
Подписан закон о гарантиях прав граждан при страховании жизни: какие положены выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
В 2025 году ожидается стабилизация и рост рынка страхования имущества и ответственности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Ожидается достаточно стабильная ситуация при обновлениях перестрахования с 1 января 2025 года
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|